Современная российская модель управления производственными отходами
Особо следует подчеркнуть, что ни один закон не обязывает муниципалитеты строить объекты по управлению отходами, закон требует "организовать процесс" [17]. Более того, согласно Федеральному закону №115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" не предусмотрены статьи расходов на строительство объектов по обезвреживанию, размещению или переработке отходов. Вопрос на самом деле весьма важен, т.к. он выявляет несостоятельность доводов о нехватке бюджетных средств на строительство полигонов или заводов, переоснащение спецавтопарка, ведь, зачастую, фактически незаконная эксплуатация той или иной свалки происходит "санкционировано" по причине "недостатка средств" [20]. Другой вопрос, что никто не обеспечил местные органы власти достаточным количеством методик по организации "управления твердыми отходами", хотя формально этим должен заниматься ФГУП "Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами"[9]. Однако фактически этот Центр превратился в хозрасчетную организацию по проектированию генеральных схем очистки, а методическую работу не проводит [25].
Упомянутыми нормативно-правовыми документами не исчерпывается законодательная база. В каждом конкретном случае применяются и другие специфические нормативно-правовые акты и нормативно-технические документы. Очевидно, что на сегодня большинство проблем, возникающих у субъектов управления отходами, связаны с высокой сложностью применяемой нормативно-правовой базы в сфере управления отходами и внутренними противоречиями существующего законодательства.
В целом, для современной российской модели управления отходами характерно следующее:
– программно-целевой метод управления;
– превалирование государственных инвестиций над муниципальными и частными;
– ориентация на утилизацию и захоронение, а не переработку (в государственном и муниципальном секторе) и первичный сбор и частичную переработку (в частном секторе);
– доминанта в практике управления представления об отходах как факторе стабильного роста издержек, аксиоматическая идея неприбыльности отходов для государственного и муниципального сектора;
– неразвитость научной инфраструктуры в сфере управления отходами;
– отсутствие системы подготовки специалистов в области управления отходами;
– отсутствие целостных системных научных исследований в отрасли на территории РФ;
– информационная и технологическая зависимость от иностранных партнеров;
– отсутствие специального нормативно-правового акта, регулирующего отрасль;
– наличие значительного числа смежных нормативно-правовых актов разного уровня, образующих юридический механизм управления отраслью;
– сложный механизм вступления в отрасль – высокие финансовый и правовой пороги;
– фактическое неиспользование механизмов Киотского протокола как источника финансирования.
Таким образом, современная российская модель управления отходами сложилась на основе сформированного в советский период методического, технического базиса, однако дальнейшее ее развитие в течение более пятнадцати лет происходило в условиях открытой рыночной экономики, что заметно изменило набор используемых инструментов управления.
Интересное из раздела
Экологическая реабилитация региона бассейна Балтийского моря
При создании территориальной
природоохранной программы формируется набор мероприятий, реализация которых
позволяет достичь поставленную цель по стабилизации или улучшению
экологического сос ...
Циркуляция полярных вод
Циркуляция вод Мирового
океана в полярных районах северного и .южного полушарий совершенно различна.
Арктический океан скрыт под покровом дрейфующих льдов. Существующие сведения о
течениях в Северн ...
Экологизация экономики
Начиная
с 60-х годов экологическая ситуация и возрастание (в основном через экономику и
законодательство) экологических требований к ведению хозяйства привели в разных
странах к ряду измене ...