Экологические проблемы промышленности
Научно-технический прогресс ознаменовался гигантским ростом потребления энергетических ресурсов, использованием для получения электроэнергии атомного ядра, громадным увеличением числа транспортны средств, особенно автомобилей и самолетов, радиотелевизионной и другими видами связи, энерговооруженностью, сельскохозяйственностью производства и другое.
Базой научно-технического прогресса, бесспорно, является энергетика. В наше время суточный расход энергии на человека в промышленно развитых странах превышает 800 000 Дж. При этом в пище человека заключена лишь малая толика энергии, а основная ее часть расходуется на строительство, промышленность, сельское хозяйство и транспорт, т.е. в производстве и в сфере обслуживания.
Основные источники энергии на Земле — химическое топливо, ядерное и солнечное излучение, тепло земных недр, сила ветра, морских приливов. Современная экономика связана в основном с потреблением энергии воды и химической энергии топлива — каменного угля, нефти, горючего газа, нефти и горючих сланцев. В будущем большой удельный вес будет занимать ядерная энергетика.
Говоря об использовании энергии горючих полезных ископаемых и ядерного топлива, необходимо иметь в виду две связанные с этим проблемы: количество этих видов топлива в природе и сроки их исчерпания, а также степень воздействия сжигаемых или химически преобразуемых источников сырья на окружающую среду и на самого человека.
За все время цивилизации человечеством израсходовано около 100 млрд. т различных видов топлива, причем половина его приходится на последние 50 лет. Только каменного угля сжигается ежегодно более 2 млрд. т, что сопровождается выбросами в атмосферу миллионов тонн углекислого газа, пыли и других веществ. Большое количество углекислого газа поступает в атмосферу при сжигании нефти, мазута, керосина, бензина, природного горючего газа, горючих сланцев, торфа и дров.
При сгорании топлива в атмосфере уменьшается содержание кислорода, которого ежегодно становится меньше на 10 млрд. т. В процентном отношении это ничтожное количество и поэтому пока не вызывает кислородного голодания в глобальном масштабе. Но в отдельных промышленных странах всей наземной растительностью уже вырабатывается меньше кислорода, чем потребляют промышленность и транспорт. Такой страной, к примеру, являются США, которые живут на кислородном иждивении у других стран.
Огромное и все возрастающее количество кислорода потребляется автомашинами, самолетами и космическими ракетами. Реактивный лайнер, например, при перелете из Америки в Европу за 8 ч потребляет 35 т кислорода. Такое количество этого газа производят за то же самое время 25 тыс. га леса.
Кроме углекислого газа, при сжигания топлива в атмосферу попадает огромное количество и других газов — оксидов серы и азота, угарного газа и других соединений, а также пыли и сажи. Наблюдения конца XX в. показывают, что запыленность атмосферы планеты за период в 25 лет возросла в десятки раз.
Загрязнение атмосферы достигает максимума в больших городах и промышленных районах, в которых сосредоточена основная часть промышленности, энергетики и транспорта. Благодаря этому здесь в атмосфере скапливается большое количество токсичных газов, из которых основные — угарный газ, различные соединения серы, хлора и азота.
Согласно статистическим данным, 60% загрязнения атмосферы падает на автомобили; важной причиной является также сгорание угля и нефти. Одна крупная теплоэлектростанция ежедневно выбрасывает в атмосферу 500 т сернистых веществ и пыли. Каждая автомашина при использовании этилированного бензина выделяет в год около 1 кг свинца.
Промышленные газовые выбросы и сточные воды загрязняют почву, поверхностные водоемы и подземные воды. В некоторых районах из-за нехватки воды или ее чрезмерной загрязненности уже не может развиваться промышленность. Загрязненных вод стало слишком много, и естественные процессы не справляются с их очисткой. Сточные воды, например, содержат моющие средства, не подвергающиеся биологическому разложению, Они образуют скопления плывущей по реке белой пены, которые иногда достигают толщины 1 м.
Часть промышленных загрязнений накапливается в почвах, смывается поверхностными стоками в водоемы или попадает в горизонты подземных вод.
Большая часть техногенных загрязнений либо аккумулируется в донных осадках рек и пресных водоемов, либо попадает в океаны и моря. В первую очередь загрязненными оказываются прибрежные зоны, эстуарии и дельты рек, т. е. места наибольшего скопления живых организмов, а также поверхностные слои других акваторий, где сосредоточена основная масса фитопланктона. Загрязнение и засорение вод не только нарушает привычную жизнь в океанах, но и делает невозможным использование океанических и морских пляжей для отдыха людей.
Главный источник загрязнения Мирового океана — это нефть. Она попадает туда в основном с терпящих аварии танкеров, с балластными водами, залитыми в танкеры после слива нефти, а также с морских нефтепромыслов. Одна тонна нефти загрязняет 12 км2 морской поверхности; Таким образом, авария танкера вместимостью 200 тыс. т может загрязнить поверхность моря ни площади 2,4 млн. км2.
Интересное из раздела
Экономическая роль государства
Проблема соотношения рыночных сил и государственного регулирования всегда была одним из принципиальных вопросов рыночной экономики, который неизменно на протяжении сотен лет вызывал споры среди по ...
Аттестация рабочего места электрогазосварщика
Аттестация рабочих мест по условиям
труда — оценка условий труда на рабочих местах для выявления вредных и (или)
опасных производственных факторов (ст. 209 ТКРФ).
Аттестация рабочих мест ...
Механизмы компенсации экологического ущерба
Мы не допустим, однако, чтобы глаза хоть слегка
ошибались. Не будем, поэтому винить их в том,
в чем повинен разум.
Лукреций. О природе вещей, гл. IV
Экологический ущерб – это и ...