Двойственная природа эрозии
Поддержание и регулярное воспроизводство необходимых для земледелия природных условий, прежде всего почвы, представляет непременное условие самого существования человечества. Даже чисто количественный рост населения все еще сильно зависит от наличия земель, пригодных для обработки или другого сельскохозяйственного использования. Поэтому эрозия почв представляет одну из самых больших угроз нормальному, стабильному существованию и отдельно взятых государств и всего мирового сообщества. Как известно, эрозия почв и засухи в 70-х и 80-е годы унесли в странах Сахеля свыше миллиона жизней, несмотря на все усилия развитых стран оказать им продовольственную помощь.
Эрозия - это процесс истощения (потери плодородия) и разрушения верхнего слоя почв. Она представляет лишь часть общих физико-химических процессов, развертывающихся на нашей планете.
Плодородие почвы постоянно изменяется под влиянием различных и разнонаправленных факторов, одни из которых способствуют его возрастанию, а другие снижению. Эрозия отражает отрицательный баланс этих тенденций, то есть когда разрушение плодородия превышает его увеличение. Специалисты считают, что эрозия легко обратима и не опасна, если она находится на так называемом уровне толерантности, когда ежегодная потеря почвы составляет не более 5-10 т с га. В противном случае происходит трудновосстановимая или даже невосстановимая потеря плодородия.
В принципе природа обладает способностью к самовосстановлению, самовоспроизводству почв. До возникновения земледелия эрозия не превышала уровня толерантности. Обработка земли и другая производственная деятельность человека (например, заготовка древесины) породили труднообратимую эрозию. В этом смысле степень интенсивности эрозийных процессов, при прочих равных условиях (исходное естественное плодородие почв, уровень развития агротехники и механизации земледелия и др.), отражает степень интенсивности использования земель или степень давления населения на земельные ресурсы. Это подтверждает и приведенный выше пример экологического кризиса в США. До освоения под земледелие Великих равнин США во второй половине XIX в. здесь происходило самовосстановление почв.
Следовательно, эрозия почв может быть в значительной мере понята лишь с учетом ее двойственного характера. С одной стороны, в ней проявляется действие природных физико-химических факторов, с другой, она предстает как побочный результат производственной, главным образом сельскохозяйственной деятельности человека.
Эрозия почв как физический процесс служит вещным выражением чрезмерного давления на землю, на сельскохозяйственные и другие (например, лесные) угодья.
Ныне субстанциональная трансформация почв (с положительным или отрицательным знаком) отражает в основном антропогенные факторы. Главная причина эрозии - деятельность человека, направленная на производство продовольствия и удовлетворение других его потребностей (например, в стройматериалах и топливе). Использование людьми природных ресурсов - почв, лесов, вод, само по себе не вызывает эрозии, хотя всегда в той или иной степени означает вмешательство в природные процессы. Более того, подобная деятельность может даже увеличивать плодородие почв и продуктивность лесов, если люди ставят перед собой такую цель и обладают достаточными знаниями и средствами для ее достижения. Эрозия вызывается лишь такой деятельностью человека, сила воздействия которой на почву превышает ее природную регенерационную способность.
Интересное из раздела
Мегаполис и экополис
Человек появился на Земле не
случайно. Природа создала его сознательно, себе в помощь. Эволюция имеет
замечательную особенность: формы существования Природы все время усложняются,
становятс ...
Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
Человек вступает
в определенные отношения с природой. Он приспосабливается к природной
обстановке, сам, изменяясь под ее влиянием, и, конечно, преобразует своей
деятельностью эту природную ...
Дерново-подзолистые почвы
Тема моего второго реферата дерново-подзолистые
почвы. Эту тему я выбрала, потому что считаю, что каждый человек должен изучить
историю своей родины, своего окружающего мира, природы и в час ...