Загрязнение почв полосы отвода предприятиями железнодорожного транспорта
Предприятия железнодорожного транспорта занимают территории в среднем от 2 до 50 га, отличающиеся не только размерами, но и степенью загрязненности. Характер технологических процессов, осуществляемых предприятием, определяет вид и площадь загрязнения. Наиболее распространенными загрязнителями территорий предприятий железнодорожной отрасли являются нефть и нефтепродукты, мазут, дизельное топливо, масла и смазочные материалы, антисептики, фенолы, а также остатки перевозимых грузов и отходы производства. Площадь загрязненных участков колеблется от 5 до 25% общей территории предприятия. Соотношение между занимаемой и загрязненной территориями основных видов железнодорожных предприятий приведено в табл. 2.
Таблица 2
Площади загрязненных территорий железнодорожных предприятий
Наименование предприятия |
Средняя площадь предприятия, га |
Площадь загрязненной территории, % | |
общая |
загрязненная | ||
Депо: локомотивные вагонные рефрижераторные |
5 4,5 3 |
1 0,9 0,3 |
20 20 10 |
Промывочно-пропарочные станции |
12 |
3 |
25 |
Шпалопропиточные заводы |
10 |
2,4 |
24 |
Станции и пункты обслуживания вагонов |
50 |
5 |
10 |
Пункты подготовки вагонов: пассажирских грузовых |
2 2 |
0,06 0,15 |
3 5 |
Причиной загрязнения железнодорожных путей нефтепродуктами является утечка их на пути и межпутье из цистерн, неисправных котлов и сливных приборов во время перевозки. Смазочные масла попадают на пути во время сезонных и эпизодических заправок букс, с колесных пар, а также непосредственно из неплотно закрытых букс при движении состава.
Локомотивные и вагонные депо занимают территории, площадь которых колеблется в среднем в пределах 4-5 га. Около 20% из нее загрязняется нефтепродуктами в процессе осуществления производственной деятельности: дизельным топливом и дизельными маслами, проливающимися во время заправок локомотивов, смазками - при заправке букс, мазутом - при использовании его в котельных депо. Количество загрязнений колеблется от 5 до 20 г на килограмм грунта.
Территории промывочно-пропарочных станций занимают в среднем до 12 га, из которых примерно четвертая часть довольно сильно загрязнена остатками перевозимых нефтяных грузов.
Загрязненные производственные площади шпалопропиточных заводов (ШПЗ) составляют 20-25% всей территории и образуются вокруг пропиточных цилиндров и на складе готовой продукции, поскольку по существующей технологии процесса пропитки тележки со шпалами выкатываются из пропиточных цилиндров, отстаиваются для стекания избытка пропиточного масла и разгружаются на склад готовой продукции. Основными загрязнителями территорий ШПЗ являются сланцевые и каменноугольные масла, содержащие фенолы. Концентрации загрязнений в среднем составляют 50-100 г/кг грунта.
Железнодорожные станции, пункты технического обслуживания вагонов занимают площади от нескольких до сотен гектаров. Из них 10% составляют загрязненные территории. При маневрах подвижного состава и движении грузовых поездов пути станций загрязняются различными сыпучими грузами, разлитыми нефтепродуктами.
Пункты подготовки пассажирских вагонов, где осуществляется наружная обмывка вагонов, и пункты подготовки грузовых вагонов, где вагоны промываются внутри, занимают небольшие территории, в среднем 2-3 га. Технологические процессы этих предприятий не способствуют образованию больших загрязненных площадей: в среднем они составляют 3-5% занимаемой территории.
Загрязнение территории отрицательно сказывается на состоянии окружающей природной среды. На некоторых предприятиях и железнодорожных путях грунты пропитаны нефтепродуктами на значительную глубину, что создает угрозу, как поверхностным водоемам, так и подземным водам.[2]
Интересное из раздела
Экологический кризис и его признаки
Противоречия во
взаимоотношениях общества и природы во второй половине ХХ столетия стали
угрожающими. Потребовался тщательный анализ причин, вызывающих разрушение
озонового экрана, кислотны ...
Экологическое состояние города Уфы
Признаком устойчивой экологической
системы является стабильность определённых характеристик. Так, например,
экологически устойчивая система Земля имеет постоянную массу и постоянную
среднюю ...
Определение аллелопатического порога у семян злаков
Целью нашего исследования
явилось определение аллелопатического порога чувствительности прорастающих
семян по отношению к действию некоторых лекарственных растений.
Задача нашего иссл ...