Речевая логическая задача
В стихотворных логических задачах, предлагаемых детям подготовительной к школе группы, поэтический образ не всегда является носителем видимых признаков предмета или явления, это может быть условный образ, для раскрытия которого требуется умение анализировать и обобщать. Такого типа загадка заключена, например, в стихотворении И. Демьянова «Полевой звоночек»:
Тихой раннею порой
После теплой ночи .
Вдруг —
Над самой головой,
Над колхозною землей
Зазвенел звоночек!
Весь в потоках света,
В дымке синеватой,
Солнцем обогретый.
Маленький,
Крылатый!
Поднимается в зенит
И звенит, звенит, звенит!
Стал не больше точки
Полевой звоночек!
Чтобы дети могли правильно решить любую по сложности речевую логическую задачу, воспитатель использует различные методические приемы: предлагает им вспомнить, что они наблюдали на прогулках и экскурсиях, задает наводящие вопросы и тем «подталкивает» ребят к решению, исправляет ошибки в их суждениях, помогает правильно сформулировать мысль.
В процессе решения речевых логических задач воспитатель постепенно подводит детей к полному правильному ответу, т. е, верному отражению их знаний о предметах и явлениях природы в четкой и развернутой речи
Умение педагога направить рассуждения детей, вовремя напомнить нужный отрывок из текста или наблюдаемое раньше явление, правильно поставить вопрос помогает им понять загадку и сформулировать вывод.
Эмоциональная, живая форма проведения занятий с использованием речевых логических задач, соединение их с игрой, четкие формулировки предлагаемых заданий на сообразительность позволяют подвести детей к пониманию сложных связей и зависимостей в природе (зависимость внешнего вида животного от условий жизни; среды обитания — от сезонных изменений и т. п.) и умению выразить это в связной речи.
Решение речевых логических задач благотворно влияет на развитие у детей логического мышления, что находит отражение в совершенствовании их речи: она становится более последовательной, логичной, в определенной мере достоверной, доказательной. Активизируя умственную деятельность детей, педагог может привлечь их к самостоятельному составлению речевых задач.
Интересное из раздела
Загрязнение мирового океана
Вода занимает особое положение среди природных
богатств Земли. Водная среда, которая включает поверхностные и подземные воды
называется гидросферой. Поверхностные воды в основном сосредото ...
Движение вод в мировом океане
Морская вода – очень подвижная среда,
поэтому в природе она находится в непрерывном движении. Это движение вызывают
различные причины и прежде всего ветер. Он возбуждает поверхность течения ...
Бензиновые двигатели достоинства и недостатки
Улицы и дороги сейчас невозможно
представить без автотранспорта. Его количество постоянно увеличивается. Только
за последнее десятилетие мировой автомобильный парк вырос более чем в три раза ...

