Экологические предпосылки
М.В. Рац, проанализировав экологическую ситуацию на рубеже тысячелетий пришел к выводу о том что «центр тяжести ситуации… смещается из области физических и химических процессов в сферу человеческой деятельности и мышления. Становится очевидным что «разруха не в клозетах, а в головах» (М. Булгаков) а уничтожение природы есть лишь побочный результат плохой организации систем деятельности. …Становится ясно что суть экологической ситуации не в конфликте человека с природой а в конфликте различных систем деятельности».
«Как следует из схемы воспроизводства деятельности и трансляции культуры (по Щедровицкому) социально-производственные ситуации (к числу коих относится и экологическая) суть наряду с прочим результат реализации культурных норм и образцов деятельности живущих и транслирующихся в особом пространстве культуры а потому какие бы мы усилия не применяли для перестройки представленной таким образом экологической ситуации и каких бы успехов мы не достигли - все это заранее обречено на неудачу потому что в следующий раз сработают те же культурные нормы и мы получим новый оттиск ситуации со старых культурных матриц».
«Если поместить эту схему на соответствующее место внутри схемы воспроизводства деятельности и в качестве новой схемы экологической ситуации рассматривать эту последнюю тогда в границы экологической ситуации дополнительно попадут механизмы трансляции и реализации культуры фиксации и использования опыта, а также содержание культурных норм и образцов. При таком способе действий оказывается, что экологический кризис - это не кризис в системе производства (как это принято считать) а кризис системы воспроизводства или кризис культуры оказавшейся не в состоянии обеспечить воспроизводство нашего мира».
Экологическими предпосылками новой системы образования является понимание того что путь улучшения экологии планеты помимо проведения природоохранных мероприятий лежит также через систему образования и воспитания. Экология будет восстановлена только тогда когда будет реализована система подготовки специалистов по социальной экологии и экологии личности, когда в общество будет внедрена программа всестороннего экологического образования.
Интересное из раздела
Деградация земельных ресурсов
Земля – один из главных ресурсов
природы, источников жизни. Земельные ресурсы необходимы для жизни людей и для
всех отраслей хозяйства.
Обеспеченность человечества
земельными ресурсами о ...
Организация и проведение исследований по влиянию природных загрязнителей на состояние здоровья
Загрязнение
окружающей среды имеет почти такую же долгую историю, что и история самого
человечества. Долгое время первобытный человек мало чем отличался от других
видов животных и в экологи ...
Экологическое воспитание
Экологическое состояние
нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей
понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические
проблемы присущи ...