Платежи за пользование природными ресурсами: структура и состояние правовой базы
Рациональное природопользование и охрана окружающей среды относятся к числу важнейших научно-практических задач. Актуальность и масштаб экологических проблем связаны с усилением взаимодействия общества и природы, ухудшением качества окружающей природной среды, возрастанием технологических и рекреационных нагрузок на природные комплексы, уменьшением доступности природных ресурсов и рядом других причин.
Хозяйственное использование тех или иных природных ресурсов, имеющих как сырьевой, так и несырьевой характер (например, рекреационных ресурсов), вызывает объективную необходимость осуществления природопользователями расчетов с государством, являющимся в большинстве случаев собственником этих ресурсов и несущим бремя расходов по восстановлению природного потенциала на территории России.
В 2001 г. в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации рациональное, справедливое обложение природных ресурсов - основного богатства страны названо стратегическим приоритетом.
В настоящее время природно-ресурсный комплекс России должен выполнять особую роль в условиях выхода экономики из кризиса, в обеспечении национальной безопасности и перехода страны к устойчивому развитию.
Новым Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде отнесены к числу основных требований, предъявляемых к осуществляемой природопользователями хозяйственной деятельности.
2. В федеральной целевой Программе "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 07.12.2001 N 860, при анализе проблем природопользования указано, что общим недостатком развития природно-ресурсного комплекса является несовершенство экономических механизмов и законодательной базы, регулирующих его использование. [Салина А.И. Налог на добычу полезных ископаемых как новый методический подход к налогообложению природных ресурсов // Финансы. - 2002. - N 1. - с. 43 - 45.]
Обращаясь к уже имеющемуся опыту принятия подобного рода программных документов, следует отметить, что в 90-х годах XX века в России был разработан и осуществлялся целый ряд федеральных и региональных целевых программ, направленных на оздоровление экологической обстановки, обеспечение экономики страны и населения природными ресурсами, их охрану и воспроизводство. Однако в условиях высокой степени нестабильности экономического состояния страны реализация этих программных документов, как отмечается в новой федеральной целевой Программе, была затруднена в основном из-за недостатка финансовых средств, в результате чего достичь намеченных целей в полной мере не удалось.
Затраты на реализацию программных мероприятий и их социально-экономические и экологические результаты должны рассматриваться на сравнительной основе, что одновременно является условием достижения взаимной увязки доходной и расходной частей целевых программ. Разработчики рассматриваемой программы при оценке ее экономической эффективности исходили из прогнозируемого уровня бюджетных доходов, получаемых от использования природных ресурсов (см. табл. 1).
Интересное из раздела
Экологическая обстановка в Нижегородской области
Впервые Нижегородская область РСФСР была образована 14 января
1929 года, а 15 июня область была
преобразована в Нижегородский
край, в 1932 году
переименованный в Горьковский край. В 1936 г ...
Энергетическая проблематика в человеческом обществе
Проблема энергетических ресурсов, по существу, является
ключевой ресурсной проблемой для современного общества. От величины
энергетических затрат зависит и эффективность человеческой деятел ...
Биоиндикационные методы определения занрязнений водоемов по комплексу беспозвоночных
Определение
качества поверхностных вод, которое осуществляется главным образом с помощью
методов физико-химического анализа, представляет одну из сложнейших проблем
экологического мониторин ...

