Основные источники загрязнений в районе г Нижневартовска
В связи с тем, что летом котельные не работали, а попытки войти на самолете-лаборатории в устье факелов месторождений едва не закончились катастрофой, забор же на удалении от устья из плохо видимого шлейфа факела ( в отсутствии конденсации, а соотвественно, и аэрозоля ) был бы некорректен, то аналогичные данные для летнего периода отсутствуют.
Химический состав выбросов приведен в табл. 2, из которой можно отметить высокие концентрации Na и CI Выше,чем у земли, концентрация элементов, входящих в состав частиц почвенного аэрозоля, таких как Fe, Mg, AI, Ti, Ca. Ионы NH4+ , K+ и SO42- обнаружены только в шлейфах котельных, что касается и элементарных Мо, Со.
Вместе с тем данные табл. 2 не подтверждают гипотезу, что вертикальное распределение химических компонентов аэрозоля,приведенное в предыдущем разделе формируется только за счет местных выбросов. По- видимому, происходит наложение принесенного аэрозоля, выбросов и аэрозоля, поднимающегося с поверхности земли.
Проведеный в холодное время эксперимент показал качественное изменение состава воздуха в г.Нижневартовске, что во многом обусловлено "выключением" такого мощного источника загрязнений, как испарение пролитых на рельеф местности нефтепродуктов. Полученные в ходе обоих комплексных экспериментов результаты позволяют в дальнейшем перейти к оценке соотношения факторов, определяющих уровень загрязнения воздушного бассейна города.
Таблица 2
Химический состав (мкг/м3) аэрозоля в шлейфах
Вещества |
Самотлор |
Мегион котельная |
Нижневартовск котельная | |
шлеф нефтяной |
шлейф газовый | |||
pH |
6,37 |
6,35 |
6,25 |
6,21 |
Na+ |
18,37 |
5,17 |
5,29 |
1,27 |
K+ |
< |
< |
< |
0,04 |
Cl- |
112,1 |
< |
48,8 |
13,8 |
NH4+ |
< |
< |
< |
12,7 |
SO2-4 |
< |
< |
2,89 |
3,29 |
Hg2+ |
< |
0,19 |
0,03 |
0,26 |
Fe |
4,38 |
6,12 |
3,47 |
6,48 |
Mn |
0,04 |
0,003 |
0,02 |
0,08 |
Mg |
4,25 |
< |
1,85 |
1,74 |
Pb |
0,14 |
0,07 |
0,02 |
0,11 |
Cr |
0,1 |
< |
0,02 |
1,19 |
Ni |
0,41 |
0,08 |
0,17 |
0,26 |
Al |
242,5 |
3,22 |
10,8 |
5,33 |
Ti |
12 |
5,32 |
4,9 |
2,96 |
Cu |
0,28 |
2,13 |
0,33 |
1,19 |
V |
0,03 |
< |
0,01 |
0,04 |
Mo |
< |
< |
< |
0,02 |
Ca |
13,75 |
3,54 |
10,3 |
10,9 |
Si |
0,63 |
0,03 |
0,83 |
0,29 |
Ba |
1,56 |
< |
0,83 |
3,13 |
B |
0,06 |
< |
0,01 |
0,09 |
Co |
< |
< |
0,005 |
0,002 |
Интересное из раздела
Экологическая реабилитация региона бассейна Балтийского моря
При создании территориальной
природоохранной программы формируется набор мероприятий, реализация которых
позволяет достичь поставленную цель по стабилизации или улучшению
экологического сос ...
Загрязнение земель жидкими углеводородами
В последние годы проблема
нефтяных загрязнений становится все более актуальной. Развитие промышленности
и транспорта требует увеличения добычи
нефти как энергоносителя и сырья для химическ ...
Охрана окружающей среды и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте
Российская Федерация располагает
всеми видами современного транспорта, образующими единую транспортную систему.
Современный транспорт сделал доступным для человека и колоссальные скорости, ...