Характеристика спроса
Среднедушевое потребление воды в России, по европейским меркам, остается достаточно невысоким – 41 . Заметно более высокие показатели потребления характерны для столичного рынка, где на каждого жителя в год приходится порядка 50-55 литров минеральной и питьевой воды, что соответствует средним показателям для развитых стран Восточной Европы, таких как Чехия, Венгрия и другие. Для сравнения также отметим, что, например, в странах Западной Европы на одного человека ежегодно приходится в среднем около 100 литров минеральной и питьевой воды, а в таких странах, как Италия, Франция, Бельгия, Испания и Германия, среднедушевое потребление воды уже несколько лет превышает 100 литров на человека в год.
На рынке 10 крупнейших городов (Владивостоке, Екатеринбурге, Краснодаре, Москве, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Самаре, Санкт-Петербурге, Уфе) более половины продаж рассматриваемой категории приходится на питьевую воду - очищенную и артезианскую.
В целом на рынке 10 исследуемых городов лидируют компании «ПепсиКо», The Соса-Соla Company, «Шишкин лес», «Кавминводы» и «Висма», на которые приходится примерно половина совокупного рынка. Тем не менее список лидирующих компаний сильно отличается от города к городу
Для рынков Москвы, Нижнего Новгорода и Краснодара характерен довольно высокий уровень конкуренции: в этих городах на первую пятерку приходится менее 65% от всего рынка.
Крупнейшие иностранные компании «ПепсиКо» и The Coca-Cola Company занимают два первых места в рейтинге лишь в Москве и Санкт-Петербурге. Если в Санкт-Петербурге компания «ПепсиКо» продолжает удерживать первое место на рынке, то в Москве к началу 2009 года она потеряла лидерство и сравнялась по объемам продаж со своим основным конкурентом. Лишь в 6 городах из 10 компания The Coca-Cola Company входит в пятерку лидеров, а «ПепсиКо» - в семи. Причем во всех городах, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, эти компании не занимают первого места в рейтинге. В Нижнем Новгороде, Краснодаре и Ростове-на-Дону региональным компаниям принадлежат оба первых места.
Основные факторы, влияющие на спрос: цена, доходы потребителей, реклама, сезонность.
1) Сезонность
Для рынка минеральной и питьевой воды характерна сезонность. Это один из наиболее существенных факторов и спрос должен увеличиваться с наступлением жары, так как это означает увеличение потребления воды. Пик продаж наступает летом. В России в 2009 году пятая часть продукции была реализована в июле-августе, тогда как на зимние месяцы - январь-февраль - пришлось всего около 13% продаж . Несколько сильнее сезонность выражена в сегменте питьевой воды, хотя в некоторых городах, например в Екатеринбурге, Новосибирске, Краснодаре, это явление более заметно в сегменте воды минеральной.
2) Цена
При изменении цены кривая спроса не изменит свое положение – будет меняться лишь объем спроса. При повышении цены объем спроса уменьшается, а при снижении цены – увеличивается.
Существует тенденция увеличения продаж в самом маленьком премиальном сегменте – 2,2% в первом полугодии 2010 года против 1,1% в первом полугодии 2009 года, которое происходит в том числе и благодаря появлению на российском рынке новых марок. Около 80% от продаж всего премиального сегмента приходится на Москву, поэтому его удельный вес в структуре продаж столицы значительно больше, чем в среднем по исследуемым городам, в которых, наоборот, повышена доля более дешевых сегментов. Доля сегмента выше среднего заметно сократилась ко второму полугодию 2009 года.
3) Реклама
Реклама: при ее успешном внедрении кривая Qd сместится вправо Qd’, при этом цена увеличится больше чем объем спроса; при неуспешном внедрении изменений не произойдет.

![]()
![]()
P
Интересное из раздела
Волнение
Волнение – одно из разновидностей
волновых движений, существующих в океане. Это волны, вызванные воздействием
ветра на поверхность моря. Кроме волнения в океанах и морях существуют другие
виды волн ...
Экологическая обстановка Нижнего Новгорода
Проблема взаимодействия
человека с природой – проблема вечная и одновременно современная. Ведь
человечество связано с природным окружением своим происхождением,
существованием и будущим. Ч ...
Благоустройство санитарно-защитной зоны вокруг одиночного стационарного источника загрязнения
В настоящее
время антропогенные изменения состояния компонентов природной среды вызывают
практически все виды хозяйственной деятельности человека.
Крупномасштабные антропогенн ...

