Новые методы экономического механизма
Экологическая паспортизация города, как показала практика, является настоятельной необходимостью и качественно новой ступенью оценки и обобщения информации о состоянии и по прогнозированию развития природно-техногенной системы города. Составленный на основе паспортизации документ «Экологический паспорт города» должен состоять из следующих разделов:
· оценка современного состояния физико-химических параметров окружающей природной среды городской территории и состояния здоровья горожан;
· изучение, прогноз и контроль за состоянием окружающей городской среды, изменяющейся под воздействием инженерно-хозяйственной деятельности и коммунального хозяйства в системе мониторинга;
· оптимизация различных этапов городского хозяйствования: планирования, управления, строительства, эксплуатации природно-техногенной системы во взаимосвязи с природоохранными мероприятиями.
Первый раздел экологического паспорта города включает оценку современного состояния всех параметров окружающей среды (атмосферы, гидросферы, геологической среды) и техносферы. «Процесс выявления направленности изменения состояния в окружающей среде и экологических последствий состоит из 3-х этапов:
1. Создание специальных аналитических карт города, отражающих комплекс условий, факторов и компонентов природно-техногенной среды.
2. На основе таких аналитических карт разрабатывается комплект синтетических карт с последующим анализом всех данных по антропогенному воздействию.
3. На основе анализа синтетических карт выделяются кризисные в экологическом отношении районы, и дается интегральная (обобщающая) оценка города по степени опасности природных и техногенных условий для жизнедеятельности населения города»[11].
Экологическая паспортизация касается и продукции массового потребления. Пример этому вы можете разглядеть на этикетке газированного напитка, на обвертке шоколада и т.д., где указано какие потенциально опасные ингредиенты содержатся в их составе.
Договорные отношения на рынке экологических услуг
Стремление создать рынок природных ресурсов без ущерба для состояния окружающей природной среды и с надеждой на ее возможное улучшение, породило за последние годы целую серию новаций в сфере природопользования.
К сожалению, эти попытки не идут дальше деклараций и не реализуются на практике, но они уже претендуют на реализацию в качестве рыночных элементов экологических структур.
Так, были попытки в Горно-Алтайской Республике внедрить в практику тезис о статусе эколого-экономической зоны, где бы экономическая эксплуатация природных ресурсов сочеталась с их экологической охраной на основе иностранных инвестиций. Но эта попытка не состоялась из-за недостаточной заинтересованности иностранных инвесторов. Дело в том, что сейчас расходы на охрану использования ресурсов в этом регионе больше, чем доходы от них.
В литературе длительное время обсуждаются идеи экологического маркетинга, суть которых сводится к тому, чтобы меры по охране окружающей среды сделались объектом прибыли или наоборот, прибыль, получаемая от использования природных ресурсов, одновременно обеспечивала их охрану и воспроизводство.
Дебатируется вопрос о развитии рынка экологических услуг на базе широких договорных связей с привлечением частного капитала и с расширением частнопредпринимательской деятельности.
«Для рассмотрения экологических услуг в качестве предмета договорных связей следует уточнить, что входит в определение понятия «экологические услуги». В одном из докладов Минприроды по поводу структуры рынка экологических услуг в Российской Федерации приводится перечень этих услуг. В него вошли такие виды деятельности, как экологическое страхование, эколого-правовое обеспечение, деятельность экологических фондов, учебно-консультативная работа, издательское дело, нормирование и оценка качества окружающей среды и т. д»[12].
Если понимать экологические услуги в качестве такого широкого спектра деятельности, осуществляемого в помощь государству предпринимательским сектором экономики, то сфера договорных отношений здесь довольно разнообразна. В то же время она поддается унификации на основе единого типового договора на оказание экологической услуги. Сторонами в таком договоре могут являться административные органы Минприроды, выступающие в роли заказчика, обычные природопользователи - государственные, кооперативные, общественные, частные, иностранные, международные, действующие в качестве заказчика, и предприятия-исполнители экологических услуг, действующие в качестве подрядчиков. Причем подрядчиком может выступать и отдельное лицо, обязующееся по договору выполнить конкретную услугу: прочитать лекцию, написать методическую разработку, составить проект нормативного акта, написать учебник и т. д.
Интересное из раздела
Загрязняющие вещества атмосферного воздуха и их влияние на морфофизиологические показатели растений
Атмосферный воздух такого состава, к которому мы привыкли, сформировался
еще 200 миллионов лет назад. На протяжении многих веков он оставался
неизменным. Именно при таких соотношениях воздух ...
Платность за пользования природными ресурсами
Природопользование
как сфера знания включает в себя элементы естественных, общественных и
технических наук (в том числе охрану природы с ее разделами - охраной
атмосферы, вод, ресурсоведени ...
Характеристика природных ресурсов, экологические проблемы
Экология (от греч. «ойкос» — дом, жилище
и «логос» — учение) — наука, изучающая условия существования живых организмов и
взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают. Этот т ...