Межпредметные связи - основной принцип экологического образования.
Методика изучения «Окружающего мира» и экологического образования связана с возрастной физиологией и школьной гигиеной. Связь эта двоякая. Элементы знаний этой науки традиционно вводились в содержание начального природоведения (тема «Организм человека»), а сейчас и других курсов «Окружающего мира» [18, 231]. Методика в данном случае решает вопросы отбора научных знаний в школьный курс, наиболее рациональных методов их изучения. С другой стороны, знания возрастной физиологии нужны для выявления оптимальных условий изучения природы младшими школьниками (например, для решения вопросов о допустимых физических нагрузках во время школьных экскурсий в природу, проведения природоохранительных работ).
Особое место среди научных дисциплин, с которыми связана настоящая методика, занимает экология. Поскольку экология длительное время была разделом биологии, то элементы экологических знаний попадали в содержание школьного природоведения вместе с биологическими знаниями. Кроме того, в школьном естествознании традиционно рассматривались и вопросы природопользования, которое мы сейчас считаем вопросами экологическими. В последнее время экология вышла за рамки биологии и стала наукой комплексной, включающей элементы естественных и социальных наук. В настоящее время ученые выделяют более ста отраслей экологического знания, элементы некоторых вошли и в современные школьные дисциплины. Особый интерес для методики изучения «Окружающего мира» и экологического образования представляют экология человека, изучающая взаимоотношения человека с окружающей природной средой, а также развивающиеся в настоящее время психологическая экология и педагогическая экология, рассматривающие соответственно вопросы воздействия экологических факторов на психику человека, возможности педагогической оптимизации отношений человека с окружающей средой [12, 54].
В отечественной педагогике еще на рубеже 19-20 веков была выдвинута идея создания интегрированного курса по ознакомлению детей младшего школьного возраста с природным окружением [15, 74].
В настоящее время в нашей стране и за рубежом существуют попытки создать интегрированные курсы, направленные на экологическое образование школьников. Так, в современные учебные планы начальной школы уже включен предмет «Окружающий мир», составляющий базу для дальнейшего развития знаний учащихся о природе и обществе. Это говорит о том, что идея интеграции признана на современном этапе важным средством формирования ответственного отношения школьников к среде своей жизнедеятельности [18, 43].
Для решения задач экологического образования в начальных классах на межпредметном уровне необходимо:
-формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;
-развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;
-обучение младших школьников методов познания окружающего мира;
-воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека [4, 96].
Выполнению этих требований способствует максимальная координация функций каждого предмета в общей системе экологического образования, выделение межпредметных связей и обеспечение межпредметных подходов.
Реализация межпредметных связей, в экологическом образовании, предполагает взаимное согласования логики развития ведущих экологических идей и понятий, входящих в содержание того или иного учебного предмета, с последующим углублением и обобщением экологических проблем. Кроме того, необходимо согласовывать и методы раскрытия экологических понятий и законов оптимального взаимодействия общества с природой [22, 144].
С учетом задач образования в области охраны и улучшения окружающей среды А.Н.Захлебный, И.Т.Суравегина и другие определяют функции
межпредметных связей, которые, по их мнению, обуславливают целостность всей структуры природоохранительного содержания в системе школьных предметов путем межпредметной координации и поэтапного интегрирования соответствующих знаний и умений. Межпредметные связи также создают условия для достижения единого воспитательного результата- формирование таких свойств личности, как готовность и способность активно действовать по защите, уходу и улучшению окружающей среды. Все это помогает при минимальных затратах учебного времени повысить емкость учебного содержания, обогатить конкретные знания природоведческого и природоохранительного характера, развивать умения причинного объяснения возникновения проблем охраны окружающей среды, поиска путей и способов их решения, способствует устранению дублирования, определяет достижения единого результата в воспитании экологической культуры у детей [8,254].
Анализ учебных программ для начальной школы позволяет сделать вывод, что в содержании каждого предмета заложены возможности для осуществления экологического образования учащихся. Так, например, в содержании предметов гуманитарного цикла (чтение, русский язык, изобразительное искусство) раскрываются экологические знания о природе как источнике красоты, вдохновения, эстетического наслаждения, творческой деятельности человека, о том, что жизнь, здоровье, душевное состояние человека зависит от окружающей природной среды.
Интересное из раздела
Контроль за использованием и утилизацией отходов
Проблема использования
отходов имеет не только экологический, но и экономический аспект. При наличии
соответствующего механизма управления отходами последние могут стать одним из
факторов п ...
Промышленные районы города
Создание материально-технической базы и задача
превращения промышленности нашей страны в технически самую совершенную и мощную
промышленность в мире предопределяют огромное развитие промышле ...
Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
Человек вступает
в определенные отношения с природой. Он приспосабливается к природной
обстановке, сам, изменяясь под ее влиянием, и, конечно, преобразует своей
деятельностью эту природную ...