Теоретические основы экологического обучения и воспитания школьников в системе географического образования
Анализ методической литературы показал отсутствие единых подходов к пониманию сущности школьного экологического образования, а, зачастую, подмену его природоохранным просвещением. В частности, было установлено, что понятие «экология» и производные от него применяются не всегда корректно, что существенно затрудняет экологическую подготовку учащихся.
Было установлено, что на всех этапах развития отечественной школьной географии в ней всегда присутствовал экологический аспект. Проблема взаимоотношений человека и природы в программах и учебниках по географии была представлена в соответствии с социальным заказом общества и уровнем развития производственных сил. На основании проведенного сопоставления экологического и географического знания были выявлены конкретные возможности осуществления экологического обучения и воспитания в содержании школьного курса географии. Предложены пути оптимизации структуры школьного курса географии в соответствии с современным уровнем развития географической науки и требованиями к осуществлению экологического обучения и воспитания.[7]
Все элементы системы экологической подготовки в их взаимосвязи по сути являются проявлением тенденции экологизации всего учебно-воспитательного процесса по географии.
Целевой компонент модели экологического обучения и воспитания состоит из совокупности образовательных целей:
- Обучающие цели экологического обучения и воспитания школьников в системе географического образования предполагают формирование и развитие системных знаний и умении;
- Развивающие цели экологического обучения и воспитания школьников в системе географического образования предусматривают развитие способностей и потребностей школьников в экологической деятельности; интеллектуальное развитие школьников.
- Воспитательные цели экологического обучения и воспитания школьников в системе географического образования предполагают формирование глобально ориентированного научного мировоззрения, на основе:
1. создания целостной картины мира;
2. усвоения учащимися экологических ценностей, отражающих объективную целостность и ценность природы;
3. эмоционального, эстетического, познавательного восприятие природы;
4. формирования ответственности за сохранение природной среды на Земле;
5. понимания необходимости построения экосообразных отношений общества и природы на международном и внутригосударственном уровнях;
6. усвоения правил и норм поведения в природе, в быту, в повседневной деятельности, согласующихся с экологическим императивом. [8]
Содержание экологического обучения и воспитания в системе школьного географического образования рассматривается как дидактически адаптированная система знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, что объективно определяется тенденцией экологизации образования.
Знаниевый компонент содержания экологического обучения и воспитания представлен экологическими теориями, закономерностями, принципами, понятиями, научными фактами.
Интересное из раздела
Волны цунами
Волны цунами
возникают вследствие подводных землетрясений, которые деформируют дно. Эта
деформация дна приподнимает или опускает здесь всю толщу воды, что приводит ее
в движение на некоторой ограни ...
Загрязнение окружающей среды
CoolReferat.com
Человек,
появившийся в середине прошлого века, оказался в мире, где проживают 2,5 млрд.
человек, отягощенном многими проблемами – спутниками его
социально-экономического ...
Организация охраны воздушного бассейна
На рубеже XX-XXI веков перед человечеством встала новая глобальная
проблема – загрязнение воздушных бассейнов городов. Тысячи промышленных
предприятий буквально «сжирают» кислород, выбрасыва ...

