Перспективы сохранности и использования природных ресурсов.
- обитают и зимуют колонии рукокрылых, отдельные виды которых занесены в региональную Красную книгу (Myotis daubentoni, M. dasycneme). Летучие мыши в пещерах легче подвергаются учёту и изучению;
- зимуют бурые медведи, используя пещеры в качестве берлог.
На базе имеющихся пещер в республике развита активная спелеологическая и спелеотуристская деятельность. Наряду с исследованием пещер, развивается и их экскурсионно-туристское освоение. Местные жители всегда с большим энтузиазмом сопровождали ученых и краеведов к известным им пещерам и даже участвовали в их прохождении.
В XIX веке, при активном участии известного российского исследователя Ф. Симона был оборудован первый экскурсионный маршрут по пещере Каповой (ныне пещера Шульган-Таш).
Однако массовое посещение пещер началось с 1960 года, с развитием самодеятельного спелеотуризма. Так как спелеотуристская деятельность, в силу своей массовости, способна нанести необратимый ущерб первозданному облику наиболее популярных пещер, вопросы охраны пещер в то время пытались решить путём создания спелеотуристских общественных объединений с большим просветительским потенциалом. Деятельность их регулировалась местными органами власти. В 60-70-е годы в Башкирии действовало около 16 спелеотуристских клубов. Другим решением этой проблемы была разработка ведомственных экскурсионных маршрутов в наиболее популярные карстовые полости. Экскурсии проводились в пещеры: Мурадымовские, Кутукские, Шульган-Таш, Аскинская, Идрисовская, Байслан-Таш, Муйнак-Таш. В 1976 году для посещения туристами была оборудована привходовая часть пещеры Киндерлинской им. 30-летия Победы.
Начиная с 1996 года, было разрешено организовывать экскурсии в пещеры на коммерческой основе. Понятно, что первоочередными объектами посещений стали именно пещеры, имеющие несомненную научную, историческую либо эстетическую ценность, то есть те, которые официально объявлены государственными памятниками природы, либо давно заслуживают этого статуса. Как показывает мировой опыт, коммерциализация могла бы сыграть положительную роль в деле охраны пещер . Однако, предшествующие процессу использования пещер в качестве туристических объектов, комплексные исследования с целью определения их ценности и оптимального режима эксплуатации не проводились и не проводятся. Необходимо отметить, что экскурсионные группы, организованные на коммерческой основе, как правило, посещают пещеры без соответствующего в таких случаях юридического оформления и, разумеется, не несут никакой ответственности за сохранность пещеры и ее компонентов.
Следует особо подчеркнуть, что даже при условии официального оформления своей деятельности, коммерческим структурам совершенно не обязательно обладать необходимыми в таких случаях специальными знаниями. Это, кстати, и позволяет им не ставить перед собой никаких природоохранных целей, более того, даёт им право не допускать в пещеры специалистов, ставящих перед собой такие цели. Кроме того, пещера, объявленная государственным памятником природы (либо заслуживающая этого), может оказаться в распоряжении коммерсантов на длительный (до 20 лет) срок.
Таким образом относительно защищена сегодня в РБ только одна пещера - Шульган-Таш, на базе которой организован одноименный заповедник. В настоящее время охрана и использование пещер на территории России регламентируется следующими основными юридическими документами: 1. Законом Российской Федерации о недрах (Постановление ВС РФ № 2395-1 от 21.02.92 г.);
2. Положением о порядке лицензирования пользования недрами (Постановление ВС РФ № 3314-1 от 15.07.92 г.);
3. Типовым положением о памятниках природы в Российской Федерации (приказ Минприроды России № 33 от 14.12.92 г.).
4. Законами Республики Башкортостан: “О недрах…” и “Об особо охраняемых природных территориях…”.
Мы сочли необходимым в порядке дискуссии по обсуждаемой проблеме привести здесь краткие выдержки из названных выше официальных документов.
Согласно статье 6 Закона Российской Федерации о недрах "Недра предоставляются в пользование для: … образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости) .". (Ст. 7): "В соответствии с лицензией на право . образования особо охраняемых геологических объектов участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода". Ст 8: "Пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий"). Ст. 10:"Сроки пользования недрами . Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для . образования особо охраняемых объектов". Ст. 11: "Лицензия удостоверяет право на . образование особо охраняемых геологических объектов .". Ст. 40: "Освобождаются от платежей .: пользователи недр, получившие участки недр для образования особо охраняемых геологических объектов ." (ст.40).
Интересное из раздела
Экология Краснодарского края
Развитие
промышленности, сельского хозяйства, транспортной инфраструктуры, сети портов,
нефте- и газопроводов, строительство оросительных систем и водохранилищ,
урбанизация территории, - вс ...
Проблемы охраны природы города Уфы
При изучении природы
Республики Башкортостан можно заметить, что за сравнительно короткий промежуток
времени (50-100 лет) произошли существенные изменения ее ландшафтов. Так на
месте ду ...
Экологизация экономики
Начиная
с 60-х годов экологическая ситуация и возрастание (в основном через экономику и
законодательство) экологических требований к ведению хозяйства привели в разных
странах к ряду измене ...