Перспективы сохранности и использования природных ресурсов.
В Положении о порядке лицензирования пользования недрами применительно к рассматриваемому вопросу заслуживает внимания следующие пункты: "В соответствии с видами пользования недрами лицензии установленного образца выдаются для . образования особо охраняемых объектов" (ст.6.1);
"Лицензия на право образования особо охраняемых объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, лечебно-оздоровительное и иное назначение, удостоверяет право на открытие научных и учебных полигонов, геологических заповедников, выделение памятников природы, использование в научных, лечебно-оздоровительных или коммерческих целях пещер и иных природных подземных полостей. Предоставление таких лицензий осуществляется после принятия соответствующими органами решений, определяющих статус выделенных участков недр" (ст.6.12);
"При конкурсной системе победителем признается заявитель, (который) отвечает условиям конкурса и предоставивший . наиболее соответствующее требованиям охраны недр и окружающей природной среды техническое решение ." (ст.10.3). В Типовом положении о памятниках природы (Приложение 2 к приказу № 33 Минприроды России от 14.12.92 г.), в частности, сказано: "Основной целью объявления природных объектов и комплексов памятниками природы является сохранение их в естественном состоянии" (П.4).
Памятниками природы могут быть объявлены .: . уникальные формы рельефа и связанные с ними ландшафты ( . карровые поля, группы пещер . и т.п.); отдельные объекты живой и неживой природы ( . скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты и т.п.) (П.5).
"Объявление природных объектов и комплексов памятниками природы производится, как правило, без изъятия земельных участков, на которых они расположены, у собственников земли, землевладельцев и землепользователей. Отвод земельных участков для заявленных целей допускается лишь в исключительных случаях с соответствующим обоснованием его необходимости в установленном порядке" (П.8).
"В целях защиты памятников природы от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках суши и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым и контролируемым режимом хозяйственной деятельности" (П.9).
"На территории расположения памятников и их охранных зон, а также в отношении самих памятников запрещается всякая хозяйственная деятельность, угрожающая состоянию и сохранности охраняемых природных комплексов и объектов" (П.10).
"Режим охраны природных объектов и комплексов, объявление которых памятниками природы не сопровождалось изъятием занимаемых ими земельных участков, обеспечивается непосредственно собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами этих земельных участков, или, по согласованию с ними, иными физическими или юридическими лицами. Возможность, источники, порядок, размеры и формы компенсации расходов физическим и юридическим лицам, обеспечивающим режим охраны памятников природы, определяются органом исполнительной власти, принявшим решение об объявлении природного комплекса или объекта памятником природы" (П.12).
"Использование памятников природы допускается в следующих целях: научных (мониторинг .); эколого-просветительских (проведение учебно-познавательных экскурсий, организации и обустройство экологических учебных троп, снятие видеофильмов, фотографирование с целью выпуска слайдов, буклетов и т.п.); рекреационных (транзитные прогулки); природоохранных (сохранение генофонда видов живых организмов, обеспечение условий обитания редких и исчезающих видов растений и животных и т.п.); иных, в том числе производственных, целях, не противоречащих задачам объявления данных природных объектов и комплексов памятниками природы и установленному в их отношении режиму охраны" (П.20).
Даже при условии, что некоторые пункты цитируемых положений официальных документов не вполне согласуются между собой, следует всё же утверждать, что для осуществления наиболее целенаправленной и действенной охраны пещер необходимо не просто объявление их памятниками природы того или иного ранга, но и обязательное лицензирование таких объектов с получением соответствующего горного отвода.
Механизм получения лицензий, равно как и источники средств для осуществления охраны территории, ухода и контроля за ней, должны быть разработаны и определены МПР РФ и его территориальными подразделениями, не имеющими зачастую опыта в деле охраны таких объектов недр, как пещеры. Поэтому, всегда существует риск того, что объекты, ранее объявленные государственными памятниками природы, и пещеры, ранее не выделявшиеся в качестве охраняемых объектов, в силу некомпетентности чиновников, могут оказаться переданными юридическим лицам, совершенно далеким от целей их охраны, для последующей эксплуатации, причём, на совершенно законных основаниях.
Интересное из раздела
Проблемы Аральского моря
Справка по Аральскому морю. Арал - бессточное соленое
озеро-море в Узбекистане и Казахстане. К 1990 г. площадь составила 36, 5 тыс. кв. км (в том числе так называемое Большое море 33, 5 тыс. ...
Экологическое образование младших школьников на основе межпрдметных связей
Актуальность проблемы
исследования: межпредметные связи в
школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов,
происходящих сегодня в науке и в жизни общества.
Проб ...
Словесные методы в экологическои воспитании дошкольников
Чрезвычайно
большие возможности для воспитания дошкольников открывает природа. К.Д.
Ушинский называл ее прекрасным воспитателем молодого поколения, оказывающим
глубокое влияние на развитие ...