Перспективы сохранности и использования природных ресурсов.
Следующая проблема, нуждающаяся, на наш взгляд, в обсуждении - судьба памятников природы местного значения. Если вспомнить ситуацию, существовавшую ранее, то в прежние годы было очень трудно присвоить той или иной пещере статус памятника природы союзного или республиканского значения. Общество охраны природы (ВООП) в таких случаях ограничивалось объявлением подобных объектов памятниками местного значения. Таким образом, судьба некоторых уникальных на федеральном уровне пещер решается даже районными администрациями, представители которых могут оказаться совершенно неподготовленными для решения вопросов, требующих специальных знаний.
Решение проблем охраны и использования затруднено у нас с одной стороны отсутствием некоторых законодательных и нормативных актов, а с другой - недостатком соответствующего опыта. Тем не менее, по мнению Ю.И. Берсенёва (Тихоокеанский институт географии ДВО РАН), обсуждаемые вопросы являются сегодня вполне решаемыми. Для этого необходимо следующее:
1. Составить и распространить в природоохранных подразделениях и ведомствах (комитетах по охране природы, комитетах по геологии и охране недр, администрациях краев, областей и районов) каталоги, где перечислены и охарактеризованы особо охраняемые объекты карстового происхождения, находящиеся на территории, подведомственной данным органам власти. В каталогах должны быть указаны предлагаемые и официально утвержденные ранги значимости объектов, а также основные пути их охраны (необходимые ограничения хозяйственной деятельности).
2. Принять непосредственное участие (путем подачи конкретных предложений) в разработке местного (краевого или областного) положения о лицензировании особо охраняемых объектов.
3. Объединениям спелеологов (федерациям, клубам и др.) участвовать в конкурсах по лицензированию особо охраняемых пещер, с целью их последующего использования в рекреационных целях. Решение финансовых проблем, связанных с образованием особо охраняемых объектов может быть полностью или в значительной степени осуществлено за счет внебюджетных фондов, которые, согласно ст. 46 Закона о местном самоуправлении в РСФСР, должны расходоваться "на проведение природоохранительных и оздоровительных мероприятий".
Всех истинных любителей пещер, организаторов экскурсионных спелеомаршрутов мы призываем распространять среди населения знания о карстовых процессах, а среди посетителей пещер – осуществлять пропаганду основного принципа их охраны –“мягкого (бережного по отношению к пещере) хождения” (J. Ganter. Cave exploration, cave conservation: some sounhts on compatibility, NSS News, 1989, 47, n.10).
.
Коренным образом изменить современное состояние охраны пещер может, по-видимому, только государственная служба, специально занимающаяся спелеологией. Первостепенными задачами такой службы должна стать: инвентаризация пещер и оценка значимости каждой из них, своевременное объявление пещер государственными памятниками природы, контроль за режимом охраны и эксплуатацией пещер - памятников природы. Такую гослужбу целесообразнее всего создавать в составе государственного карстово-спелеологического центра (лаборатории), который в настоящее время в РБ, несмотря на неоднократные попытки его организации, до сих пор так и не создан .
Интересное из раздела
Течения
Горизонтальное поступательное
перемещение вод в океанах и морях обобщенно называют морскими течениями. Они
создаются под воздействием различных природных факторов. Морские течения на
поверхности ок ...
Проблемы Арала и сохранение его
Аральское море являлось
четвёртым по величине озером в мире, не имеющим выхода в мировой океан. За его
размеры (площадь Арала составляла 64-68 тыс. кв. километров) назвали морем. О
проблеме ...
Общая оценка воздействия на окружающую среду и внедрение экологического менеджмента на при
На нынешний момент общее состояние ведения хозяйства на
нефтеперерабатывающих заводах России является не всегда эффективным и не
наносит вред окружающей среде. Сертификация по ИСО 14000, явл ...

