Развитие экологических знаний и формирование экологического мышления на уроке.
Экология - наука комплексная. При отборе содержания экологического воспитания (обучения, образования, развития) я учитываю следующие положения:
• цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой;
• знания - не самоцель, они лишь помогают сформировать у школьников определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию;
• содержание должно отличаться научностью. Школьники должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено мифологизированное сознание, не научный подход к объяснению природных явлений;
• содержание должно способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой;
• экологическое образование - часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, - то есть становлению личности в целом;
• нормы экологически грамотного безопасного поведения должны научить понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно - следственных связей в природе;
• обучающийся должен осознать себя как часть природы, экологическое воспитание способствует формированию у детей не только определенного отношения к природе (в частности, отказ от чисто потребительского подхода), но и навыков рационального природопользования.[13]
При изучении природы материков и страноведческой части на всех уроках рассматриваем вопросы охраны природы. Использую при этом самые разнообразные формы урока: конференция, лекция, игра-путешествие, ролевые игры, просмотр презентаций, учимся проводить дискуссию и др. Я считаю, что дискуссия является одним из наиболее эффективных методов изучения особенно региональных экологических проблем. Вопросы для дискуссии на уроке предлагаются заранее, в порядке выполнения домашнего задания. А система продуманных целенаправленных вопросов учителя в ходе дискуссии подводит учеников к обоснованным, продуманным, самостоятельно сделанным выводам. Выводы никем не навязываются.
Виды работ учащихся на уроке стараюсь тоже разнообразить: групповая форма по карточкам - заданиям или «визитным карточкам»; творческие работы: сочинения, экологические рисунки, плакаты, географические диктанты с ошибками («Из дневника капитана Врунгеля»), составление кроссвордов, географических диктантов по новым речевым понятиям, экологические диктанты и др.
Большое значение имеют разнообразные практические задания, работы по контурным картам как индивидуальные, так и для групповых работ на уроке.
С большим желанием после изучения темы ребята пишут рефераты, подготавливают сообщения на выбранную тему, которая заинтересовала детей.
Очень нравится обучающимся выполнять работы творческого характера-сочинения, в которых дети передают свои чувства, ощущения, впечатления. Например, «Путешествие капельки». Опираюсь на имеющиеся у учеников знания, они должны описать, как они представляют себе процесс круговорота воды в природе, что происходит с водяными капельками на каждом этапе. Но развитие творческого мышления возможно только с помощью проблемного обучения.
Интересное из раздела
Расчет прогноза уровня загрязнения водного объекта фенолы
Определить
водный объект, в который поступают сточные воды с повышенным содержанием
(указать ингредиент).
Определить
источник загрязнения.
Привести
гидрологические параметры, необх ...
Экологическая реабилитация региона бассейна Балтийского моря
При создании территориальной
природоохранной программы формируется набор мероприятий, реализация которых
позволяет достичь поставленную цель по стабилизации или улучшению
экологического сос ...
Выбор видов деревьев для городского озеленения
Город – это
особая социально-экономическая и природная среда обитания живых организмов, в
том числе и человека. Городская среда характеризуется плотной многоэтажной
застройкой, обилием иску ...