Развитие экологических знаний и формирование экологического мышления на уроке.
Проблемное обучение является неотъемлемым элементом современного учебного процесса. Оно характеризуется тем, что учащиеся включаются учителем в решение проблемы. С точки зрения психологии проблемность составляет одну из закономерностей познания, стимулирует поисковую деятельность человека. Поэтому проблемное обучение необходимо для развития творческого мышления учащихся. В основе проблемного обучения лежат понятия:
· проблемная ситуация, т.е. состояние интеллектуального затруднения ученика, пути, преодоления которого требует поиска новых знаний новых способов деятельности;
· учебная проблема, т.е. осознание элемента, вызывавшего затруднение, это проблемная ситуация, принятая человеком к решению;
· проблемный вопрос – (задание или задача) как форма выражения проблемы – противоречие между имеющимися знаниями и требования задания. Решение связано с поиском новых способов деятельности.
ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ:
1. Осознание проблемной ситуации.
2. Формирование проблемы.
3. Применение известных способов действия.
4. Формирование гипотезы.
5. Проверка гипотезы.
6. Общие выводы.[14]
Приведу пример структуры урока на основе логики решения проблемы, 9 класс.
- Комплексная дидактическая цель (КДЦ) – Характеристика топливно-энергетического комплекса.
- Интегрирующая цель (ИЦ) – Характеристика энергетики как отрасли.
- Учебный элемент (УЭ) – задание «Пользуясь картами атласа, установить, где распространены ТЭС, ГЭС и АЭС, какие экологические проблемы будут характерны для районов распространения?».
Этапы урока |
Познавательные задачи |
Деятельность учеников |
1.Осознавание проблемной ситуации |
определить по картам, районы преобладания определенного вида электростанций. |
Работа по анализу карт. |
2.Формулирование гипотезы |
Предположение, что каждый вид электростанций оказывает экологическую нагрузку на природу. |
Поиски информации по учебнику и дополнительным материалам информации. |
З.Доказательство гипотезы |
Определение экологических последствий для районов преобладания того или иного вида электростанций. |
Обоснование экологических проблем по полученным ранее данным. |
Общий вывод: |
В связи с тем, что многие станции являются аварийными из-за износа технологического оборудования, они требуют реконструкции. Любой из использующихся ныне видов электростанций является технологически устаревшим и оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду, но наибольшее загрязнение характерно для ТЭС. Все это стимулирует развитие новых технологий и поиск новых видов топлива. |
Интересное из раздела
Агроэкологическая характеристика темно- каштановой почвы по данным анализов и мероприятия по вос
Согласно современным
предоставлениям, почва – самостоятельное естественноисторическое биокосное
природное тело, возникшее на поверхности Земли в результате воздействия
биотических, абиоти ...
Загрязнение мирового океана
Вода занимает особое положение среди природных
богатств Земли. Водная среда, которая включает поверхностные и подземные воды
называется гидросферой. Поверхностные воды в основном сосредото ...
Ветровые волны
Воздействуя на поверхность воды,
ветер, благодаря трению о воду, создает касательные напряжения и влекущие
усилия, а также вызывает местные колебания давления воздуха. В результате на
поверхности в ...